Профессиональный стандарт "Специалист по тестированию в области информационных технологий"
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «11» апреля 2014 г. № 225н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по тестированию в области информационных технологий
I. Общие сведения
Разработка и тестирование программного обеспечения |
|
06.004 |
||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
||||||
Оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия продукта заявленным требованиям, сбора и передачи информации о несоответствиях |
||||||
Группа занятий: |
||||||
2131 |
Разработчики и аналитики компьютерных систем |
2139 |
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы |
|
||
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|
||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
||||||
72.22 |
Прочая деятельность по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области |
|||||
72.30 |
Обработка данных |
|||||
72.60 |
Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
|||||
(код ОКВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности)
|
|||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|
|||||
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
|
A |
Подготовка тестовых данных и выполнение тестовых процедур |
4 |
Подготовка выполнения рабочего задания |
А/01.4 |
4 |
|
Подготовка тестовых данных в соответствии с рабочим заданием |
А/02.4 |
4 |
||||
Выполнение процесса тестирования |
А/03.4 |
4 |
||||
Регистрация дефектов в системе контроля (базах данных) |
А/04.4 |
4 |
||||
Тестирование сопроводительной документации на соответствие требованиям заказчика |
А/05.4 |
4 |
||||
B
|
Разработка тестовых случаев, проведение тестирования и исследование результатов
|
5
|
Определение и описание тестовых случаев, включая разработку автотестов |
В/01.5 |
5 |
|
Проведение тестирования по разработанным тестовым случаям |
В/02.5 |
5 |
||||
Восстановление тестов после сбоев, повлекших за собой нарушение работы системы |
В/03.5 |
5 |
||||
Анализ результатов тестирования |
В/04.5 |
5 |
||||
Проверка исправленных дефектов в порядке их приоритета |
В/05.5 |
5 |
||||
Предоставление результатов тестирования руководителю группы (отдела) тестировщиков |
В/06.5 |
5 |
||||
Деятельность по обучению младших тестировщиков |
В/07.5 |
5 |
||||
C |
Разработка документов для тестирования и анализ качества покрытия |
6
|
Оценка требований исходной документации |
С/01.6 |
6 |
|
Определение требований к тестам |
С/02.6 |
6 |
||||
Разработка тестовых документов, включая план тестирования |
С/03.6 |
6 |
||||
Оценка тестов |
С/04.6 |
6 |
||||
Подбор персонала совместно с руководителем подразделения и специалистом соответствующей службы |
С/05.6 |
6 |
||||
Проведение обучения тестировщиков |
С/06.6 |
6 |
||||
D
|
Разработка стратегии тестирования и управление процессом тестирования
|
6
|
Выявление приоритетных функций для покрытия тестирования |
D/01.6 |
6 |
|
Утверждение с аналитиком (и/или руководителем проекта) требований заказчика |
D/02.6 |
6 |
||||
Формирование и утверждение стратегии тестирования |
D/03.6 |
6 |
||||
Организация рабочего процесса команды специалистов по тестированию (включая оценку трудозатрат) |
D/04.6 |
6 |
||||
Мониторинг работ и информирование о ходе работ заинтересованных лиц |
D/05.6 |
6 |
||||
Проведение интервью, оценка технических знаний кандидата на замещение вакансии |
D/06.6 |
6 |
||||
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1. Обобщенная трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Подготовка тестовых данных и выполнение тестовых процедур |
Код |
А |
Уровень квалификации |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Возможные наименования должностей |
Младший тестировщик |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к опыту практической работы |
? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Особые условия допуска к работе |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дополнительные характеристики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКЗ |
2131 |
Разработчики и аналитики компьютерных систем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2139 |
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКСО[3] |
080802 230101
230103
230105
230106 |
Прикладная информатика (по отраслям)
«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Техник, Старший техник
«Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» Техник, Старший техник «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» Техник, Старший техник «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» Старший техник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1.1. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Подготовка выполнения рабочего задания |
Код |
А/01.4 |
Уровень (подуровень) квалификации |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Изучение рабочего задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Оценка времени, необходимого для выполнения поставленного объема работ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Извещение руководителя о результатах изучения задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Изучить предоставленный алгоритм рабочего задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Формулировать вопросы для создания четкого алгоритма действий для выполнения рабочего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализировать алгоритм рабочего задания на недостаточность или избыточность действий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самостоятельно работать с информацией |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Основная терминология по тестированию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Язык, на котором написана техническая документация продукта, на уровне, достаточном для чтения технической документации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1.2. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Подготовка тестовых данных в соответствии с рабочим заданием |
Код |
А/02.4 |
Уровень (подуровень) квалификации |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Проведение анализа реальных данных |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выделение тестовых данных из имеющихся машинных файлов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выделение тестовых данных из внемашинных документов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Применение при необходимости генератора тестовых данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подготовка отчета о выполненных действиях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Работать с инструментами подготовки тестовых данных |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самостоятельно работать с информацией |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Основные термины и сокращения, используемые в документации и принятые в организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Русский язык и язык, на котором написана техническая документация продукта, на уровне, достаточном для чтения технической документации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Понимание форматов представления данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование |
Выполнение процесса тестирования |
Код |
А/03.4 |
Уровень (подуровень) квалификации |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Проверка всех компонентов инструментария и тестируемого программного обеспечения на корректное начальное состояние для начала тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подготовка тестовых платформ (установка операционной системы, дополнительного программного обеспечения и другого по необходимости) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выполнение тестовых процедур на тестовых данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сравнение фактического и ожидаемого результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сообщение руководителю о выполненном задании |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Способность выполнять алгоритм без отклонений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Работать с инструментом выполнения тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составлять отчет по выполнению рабочего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пользоваться специальным программным обеспечением для автоматизированного тестирования (при необходимости) на уровне запуска готовых тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Работать в команде с другими специалистами по тестированию и разработчиками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Нормативные, методические материалы по вопросам испытания и тестирования программных продуктов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование, баз данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы теории алгоритмов и автоматов, основы дискретной математики в объеме полученного профессионального образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы программирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1.4. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Регистрация дефектов в системе контроля (базах данных) |
Код |
А/04.4 |
Уровень (подуровень) квалификации |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Занесение информации о дефекте в систему контроля дефектов, включая описание условий, при которых возник дефект |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Занесение информации об улучшении программного обеспечения в систему контроля дефектов, если такая информация появилась |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добавление в систему планирования задач отчета о выполненном рабочем задании |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Конкретизировать дефект |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Описать дефект |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Системы контроля дефектов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Жизненный цикл дефекта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.1.5. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Тестирование сопроводительной документации на соответствие требованиям заказчика |
Код |
А/05.4 |
Уровень (подуровень) квалификации |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Проверка наличия сопроводительной документации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выявление недостатков документации и несоответствия внутренним стандартам качества |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка документов на соответствие требованиям заказчика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пошаговое произведение действий по указаниям в документации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка соответствия действительных и указанных в документации результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
При выявлении несовпадений регистрация найденных дефектов в системе контроля дефектов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Читать техническую документацию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Способность выполнять алгоритм без отклонений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составлять грамотный и полноценный отчет по выполнению рабочего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания
|
Нормативные, методические материалы по вопросам испытания и тестирования программных продуктов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование, баз данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2. Обобщенная трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Разработка тестовых случаев, проведение тестирования и исследование результатов |
Код |
B |
Уровень квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Возможные наименования должностей |
Тестировщик Инженер-тестировщик |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к опыту практической работы |
Стаж работы не менее года в области разработки и тестирования программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Особые условия допуска к работе |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дополнительные характеристики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКЗ |
2131 |
Разработчики и аналитики компьютерных систем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2139 |
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКСО |
080800
230100
230200
|
«Прикладная информатика». Бакалавр прикладной информатики «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр техники и технологии «Информационные системы» Бакалавр информационных систем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.1. Трудовая функция
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Определение и описание тестовых случаев, включая разработку автотестов |
Код |
B/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Изучение плана тестирования и выявление приоритетных областей покрытия тестовыми случаями |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Идентификация всех значений, которые вводятся участниками в сценарии использования системы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выделение классов эквивалентности значений каждого типа входных данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Построение таблиц, в которые помещен список комбинаций значений из различных классов эквивалентности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Построение тестовых случаев, в которых сочетаются одна перестановка значений с необходимыми внешними ограничениями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Написание программ для автоматизированного тестирования (при необходимости) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Разработка рабочих заданий для младших тестировщиков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Документировать тесты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Разрабатывать скрипты для автоматизации тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Понимать процесс тестирования программного обеспечения и жизненный цикл программного продукта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Работать в команде с разработчиками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализировать тестовые случаи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Классификация видов и типов тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Техники проектирования и комбинаторики тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы работы необходимых приложений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Системы автоматизированного тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Язык скриптов для написания автотестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.2. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Проведение тестирования по разработанным тестовым случаям |
Код |
B/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия
|
Выполнение необходимых видов тестирования в соответствии с планом тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проведение автоматизированного тестирования, при необходимости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Получение статистики о выполнениях тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализ полученных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составление новых тестовых случаев и повторение тестирования, при необходимости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Работа в команде с разработчиками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Оформление полученных результатов в соответствии с требуемым форматом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Понимать процесс тестирования программного обеспечения и жизненный цикл программного продукта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пользоваться специальным программным обеспечением для автоматизированного тестирования (при необходимости) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Системы автоматизированного тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Восстановление тестов после сбоев, повлекших за собой нарушение работы системы |
Код |
B/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Определение причины сбоя вместе с разработчиками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Исправление проблемы, если она находится в компетенции специалиста; если нет, то подготовка отчета начальству и группе разработчиков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выполнение начальных настроек для проведения тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проведение повторного тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Описание полученной ситуации в рабочем журнале |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Самостоятельный поиск информации, необходимой для восстановления тестов после сбоя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Архитектура тестируемой системы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Системы автоматизированного тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы программирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.4. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Анализ результатов тестирования |
Код |
B/04.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Получение данных об ожидаемых результатах тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Получение данных о реальных результатах тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка на соответствие полученных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Исследование некорректных результатов тестирования, при необходимости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка тестового сценария на ошибку в данных, при необходимости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка тестовых методов на охват основных функций и свойств, при необходимости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка выполнения достигнутой цели тестирования тестовым сценарием |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Сопоставлять и анализировать информацию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проводить сравнительный анализ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составлять и оформлять документы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Инструменты выполнения тестов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Базовые техники проектирования и комбинаторики тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Типы дефектов, их классификации и статистики возникновения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Виды и техники тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Понимание среды применения разрабатываемого программного продукта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.5. Трудовая функция
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Проверка исправленных дефектов в порядке их приоритета |
Код |
B/06.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия
|
Получение обновленной версии программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определение критериев масштабов изменений для выявления необходимости проведения регрессионных тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выполнение тестовых сценариев, выявивших дефекты, для подтверждения успешности их выполнения после исправления программного обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сообщение руководителю о завершении задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Работать в команде с разработчиками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Использовать шаблоны тестов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Применять тесты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Жизненный цикл программного обеспечения, жизненный цикл дефекта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.6. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Предоставление результатов тестирования руководителю группы (отдела) тестировщиков |
Код |
B/07.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Составление статистики выполнения тестов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составление отчета о проведенном тестировании, в соответствии с регламентом своей организации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Работать с текстовыми редакторами и другими пакетами для создания отчетов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Формат представления информации по регламенту организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.7. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Деятельность по обучению младших тестировщиков |
Код |
B/08.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трудовые действия |
Подготовка аналитической справки о недостающих знаниях и умениях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подготовка методических материалов для обучения согласно требованиям руководителя, проводящего обучение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые умения |
Объяснять материал, подготовленный для обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Отвечать на вопросы обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Необходимые знания |
Основные понятия и виды тестирования и материала, на основе которого проводится обучение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы методики преподавания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другие характеристики
|
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.3. Обобщенная трудовая функция |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование |
Разработка документов для тестирования и анализ качества покрытия |
Код |
С |
Уровень квалификации |
6 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Возможные наименования должностей |
Тест-дизайнер Ведущий тестировщик Старший инженер-тестировщик |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – бакалавриат |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Требования к опыту практической работы |
Стаж работы в области разработки и тестирования программного обеспечения не менее трех лет |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Особые условия допуска к работе |
- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дополнительные характеристики
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКЗ |
2131 |
Разработчики и аналитики компьютерных систем |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2139 |
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОКСО |
080800
230100
230200
|
«Прикладная информатика». Бакалавр прикладной информатики «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр техники и технологии «Информационные системы» Бакалавр информационных систем
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.3.1. Трудовая функция |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование |
Оценка требований исходной документации |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||
Трудовые действия |
Тестирование исходной документации (поиск нестыковок, выяснение недостающей информации по продукту) |
||||
Проведение анализа требований на реализуемость |
|||||
Проведение анализа требований с точки зрения пригодности к тестированию |
|||||
Подготовка отчета о некорректности документации, при необходимости |
|||||
Необходимые умения |
Анализировать взаимосвязи, выявлять пропущенную информацию |
||||
Определять наиболее затратные места в процессе тестирования |
|||||
Определять конечные данные для эксплуатации на основе разрабатываемых требований |
|||||
Необходимые знания |
Методы анализа и тестирования требований |
||||
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов) |
|||||
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Определение требований к тестам |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Изучение документации с требованиями к разрабатываемому программному продукту |
|||||||||
Разработка требования к тестированию на основе требований к системе (бизнес-требований, функциональных требований, требований к производительности и др.) |
||||||||||
Необходимые умения |
Определять цели тестирования |
|||||||||
Разрабатывать требования к тестированию |
||||||||||
Выбирать и комбинировать техники тестирования |
||||||||||
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки) |
||||||||||
Необходимые знания |
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов) |
|||||||||
Техники тестирования |
||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||
3.3.3. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Разработка тестовых документов, включая план тестирования |
Код |
C/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Определение цели тестирования |
|||||||||
Определение объекта тестирования |
||||||||||
Определение видов тестирования (приемочное, установочное, альфа- и бета-тестирование) |
||||||||||
Определение входных данных |
||||||||||
Разработка последовательности проведения работ: подготовки, тестирования, уточнения сроков этапов работы, анализа результатов в разрезе запланированных фаз разработки |
||||||||||
Выбор видов тестирования и их применения по отношению к объекту тестирования |
||||||||||
Определение критериев начала и окончания тестирования |
||||||||||
Описание необходимых рабочих ресурсов |
||||||||||
Составление плана тестирования |
||||||||||
Необходимые умения |
Формулировать и структурировать полученную информацию |
|||||||||
Распределять имеющиеся ресурсы (человеко-часы, машино-часы) |
||||||||||
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки) |
||||||||||
Необходимые знания |
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов) |
|||||||||
Техники тестирования |
||||||||||
Стандарты в области тестирования |
||||||||||
Стандарты и методологии, применяемые к необходимым приложениям |
||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||
3.3.4. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Оценка тестов |
Код |
C/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Оценка покрытия кода тестовыми случаями |
||||||||||||||||||||||||||||
Оценка покрытия требований тестовыми случаями |
|||||||||||||||||||||||||||||
Анализ пропущенных дефектов и причины их пропуска |
|||||||||||||||||||||||||||||
Проведение сбора продуктовых метрик |
|||||||||||||||||||||||||||||
Определение набора исполняемых тест-кейсов |
|||||||||||||||||||||||||||||
Отслеживание работоспособности скриптов для автотестов |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Выбирать и комбинировать техники тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Классы эквивалентности, тестирование операций сравнения, покрытие программного кода |
||||||||||||||||||||||||||||
Метрики покрытия глубины тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Модели роста надежности |
|||||||||||||||||||||||||||||
Жизненный цикл тестов, оценки надежности |
|||||||||||||||||||||||||||||
Типы дефектов, классификации и статистики возникновения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Понятия и термины из области измерения программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
3.3.5. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Подбор персонала совместно с руководителем подразделения и специалистом соответствующей службы |
Код |
C/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Анализ резюме соискателя |
||||||||||||||||||||||||||||
Проведение собеседования совместно с руководителем и составление объективного мнения о компетенции соискателя |
|||||||||||||||||||||||||||||
Разработка тестового задания для соискателя, при необходимости |
|||||||||||||||||||||||||||||
Проверка и анализ результата выполнения тестового задания, при необходимости |
|||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка отчета о результатах собеседования с обоснованием принятого решения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Оценивать квалификацию соискателей |
||||||||||||||||||||||||||||
Принимать решение на основе полученной информации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Квалификационные требования к персоналу |
||||||||||||||||||||||||||||
Должностные инструкции различных уровней специалистов по тестированию |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
3.3.6. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Проведение обучения тестировщиков |
Код |
C/06.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Проведение аттестации специалистов и выявление уровня квалификации |
||||||||||||||||||||||||||||
Разработка плана обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организация обучения специалистов или выбор курса обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Разработка оценочного (тестового) материала для проверки усвоения материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Разработка принципов мотивации обучения с учетом политики организации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Подбор необходимой литературы и других источников информации по темам обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка отчета о результатах проведенного обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Оценивать квалификацию сотрудников |
||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать качество и актуальность предлагаемых курсов обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Структурировать собственные знания и накопленный опыт |
|||||||||||||||||||||||||||||
Работать с учебной литературой |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Материал обучения |
||||||||||||||||||||||||||||
Методики обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Методики оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||
Кадровая политика организации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Обобщенная трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Разработка стратегии тестирования и управление процессом тестирования |
Код |
D |
Уровень квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Тест-менеджер Руководитель службы тестирования Руководитель команды тестовых инженеров Руководитель отдела тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – специалитет, магистратура |
||||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Стаж работы в области разработки и тестирования программного обеспечения не менее пяти лет |
||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||||||||||||||||||||
ОКЗ |
2131 |
Разработчики и аналитики компьютерных систем |
|||||||||||||||||||||||||||
2139 |
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы |
||||||||||||||||||||||||||||
ОКСО |
230100
230101 230102
230104 230105
230200 230201 |
«Информатика и вычислительная техника» Магистр техники и технологии «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Инженер «Автоматизированные системы обработки информации и управления» Инженер «Системы автоматизированного проектирования» Инженер «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» Инженер «Информационные системы» Магистр информационных систем «Информационные системы и технологии» Инженер |
|||||||||||||||||||||||||||
3.4.1. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Выявление приоритетных функций для покрытия тестирования |
Код |
D/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия
|
Проведение совместно с аналитиком переговоров с заказчиком |
||||||||||||||||||||||||||||
Уточнение приоритетов заказчика |
|||||||||||||||||||||||||||||
Корректировка рабочего процесса команды тестирования на основе результатов переговоров с заказчиком |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать взаимосвязи, выявлять пропущенную информацию |
||||||||||||||||||||||||||||
Понимать процесс разработки проекта |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Общая информация о проектных методологиях |
||||||||||||||||||||||||||||
Предметная область разрабатываемого программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ограничения тестирования (теория и практика) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
3.4.2. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Утверждение с аналитиком (и/или руководителем проекта) требований заказчика |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Проведение экспертизы требований совместно с аналитиком и/или руководителем проекта для выявления пропущенных требований |
||||||||||||||||||||||||||||
Анализ требований для исключения некорректно сформулированных требований |
|||||||||||||||||||||||||||||
Согласование методик и методов тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать ответы, выявлять пропущенную информацию |
||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять приоритеты функциональных требований |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Анализ требований к программному обеспечению |
||||||||||||||||||||||||||||
Понимание жизненного цикла разработки программного обеспечения , различных методологий его разработки и места тестирования в данном процессе |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.4.3. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Формирование и утверждение стратегии тестирования |
Код |
D/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия
|
Определение целей тестирования, уровня тестирования, ролей и обязанностей каждого члена команды |
||||||||||||||||||||||||||||
Определение требования к тестовым данным |
|||||||||||||||||||||||||||||
Определение инструментальных средств для достижения целей тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Определение требований к окружению и программному обеспечению, необходимых для достижения целей тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Проведение анализа рисков и выработка плана по снижению рисков |
|||||||||||||||||||||||||||||
Оценка сроков выполнения тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Принятие решения об автоматизации тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Определение рабочих ресурсов (количества тестировщиков, списка рабочих станций, тестовых сред), для проведения тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Определение и документирование механизмов передачи продукта на тестирование |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Определять наиболее значимые критерии качества программного продукта |
||||||||||||||||||||||||||||
Выделять оптимальный вариант |
|||||||||||||||||||||||||||||
Принимать решения в критических ситуациях |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Теория различных стратегий тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||
Базовые понятия качества программного продукта и качества процесса разработки программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Метрики и риски тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
3.4.4. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Организация рабочего процесса команды специалистов по тестированию (включая оценку трудозатрат) |
Код |
D/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Распределение нагрузки между тестировщиками |
||||||||||||||||||||||||||||
Организация рабочего процесса команды тестирования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Разработка политики мотивации специалистов по тестированию |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль рабочего процесса команды тестирования, контроль хода выполнения тестовых заданий |
|||||||||||||||||||||||||||||
Корректировка рабочего процесса команды тестирования, при необходимости |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Формировать команду для тестирования программного обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||
Принимать решения в критических ситуациях |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Основы организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||
Жизненный цикл разработки программного обеспечения, различные методологии его разработки и место тестирования в данном процессе |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.4.5. Трудовая функция
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Мониторинг работ и информирование о ходе работ заинтересованных лиц |
Код |
D/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Контроль процесса тестирования (включая сроки исполнения) |
||||||||||||||||||||||||||||
Уведомление о ходе тестирования заинтересованных лиц в формате, установленном регламентом организации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение разработчиков и других заинтересованных сторон информацией о проблеме для ее идентификации и исправления |
|||||||||||||||||||||||||||||
Составление отчетов, включающих анализ реального и запланированного состояний |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Принимать решения на основании данных мониторинга тестирования |
||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Теория критериев качества программного продукта и качества процесса разработки программного обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.4.6. Трудовая функция |
|||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Проведение интервью, оценка технических знаний кандидата на замещение вакансии |
Код |
D/06.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Составление перечня необходимых навыков для специалиста определенного уровня |
||||||||||||||||||||||||||||
Организация и проведение технического интервью |
|||||||||||||||||||||||||||||
Проведение анализа полученных результатов интервью |
|||||||||||||||||||||||||||||
Оценка соответствия навыков и умений кандидата квалификационным требованиям |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Формировать команду |
||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Квалификационные требования к специалистам по тестированию разного уровня квалификации |
||||||||||||||||||||||||||||
Способы выявления необходимых качеств и умений специалистов в ходе интервью |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта |
|||
4.1.Ответственная организация – разработчик |
|||
ООО «Нордавинд-Дубна», город Дубна, Московская область |
|||
|
|||
|
Генеральный директор Свирин Илья Сергеевич |
|
|
|
|
|
|
4.2.Наименования организаций – разработчиков |
|||
1. |
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, город Москва |
||
2. |
ЗАО «АБМ», город Москва |
||
3. |
ЗАО «Технокерт», город Москва |
||
4. |
ООО «ORACLE», город Москва |
||
5. |
ООО «Аурига», город Санкт-Петербург |
||
6. |
ООО «ЛИТ-ТРАСТ», город Дубна, Московской области |
||
7. |
ООО «СМАРТЕК СЕКЬЮРИТИ», город Москва |
||
8. |
ООО НПГ «ТРАДИЦИЯ», город Москва |
||
9. |
ФГУП ГНЦ РФ «ВНИИгеосистем», город Москва |
||
10. |
ФГУП МОКБ «МАРС», город Москва |
||
11. |
Филиал корпорации «Делавэр Инжиниринг Менеджмент, Инк», город Москва |
[1] Общероссийский классификатор занятий
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
[3] Общероссийский классификатор специальностей по образованию